Из-за
отсутствия системного подхода проблемы ВПК сказались на воплощении в
жизнь казалось бы вполне традиционных и заурядных идей.
Обратимся к сухопутным силам. Чтобы не вдаваться в открытой
публикации в специфические и подчас секретные вопросы создания боевой
техники, прокомментируем то, что, в общем-то, очевидно и невозможно
засекретить. Прокомментируем то, что может быть понято всеми, и даже —
военными бюрократами.
Советский военный джип ГАЗ-69 (на фото слева: бока капота и
облицовка радиатора зимой затянуты матерчатым фартуком в целях
улучшения теплового режима двигателя), созданный в 1952 г. под
руководством Г.М.Вассермана (1913 — 1972), оказался более приспособлен
для езды по местности, где возможны внезапные обстрелы из стрелкового
оружия, нежели пришедший ему на смену джип УАЗ-469
(фото далее по тексту), выпускаемый с 1973 г. в различных модификациях.
Т.е. имел место регресс.
Так рама ветрового стекла ГАЗ-69 не только могла быть откинута на капот
при снятом тенте, как на УАЗ-469, но и при установленном тенте ветровое
стекло можно было откинуть вверх (показано на фото слева) вплоть до
занятия им горизонтального положения, что позволяло «пассажиру»,
сидящему рядом с водителем, выставить на капот ручной пулемёт или
автомат и держать его в готовности к открытию огня.
При поставленном тенте на УАЗ-469 для того, чтобы выставить пулемёт
или автомат в готовности к открытию огня, надо разбить ветровое стекло.
Точно также даже при не снятых боковинах дверей, несущих остекление, из
ГАЗ-69 можно было стрелять в стороны сквозь брезент; на УАЗ-469, чтобы
открыть огонь изнутри машины в стороны, предварительно надо выбить
стёкла либо остановиться и выбраться из обстреливаемой машины.
И то, и другое требует времени, которого в реальном бою может и не
оказаться. А требование ездить исключительно со снятым боковинами,
убранным тентом и заваленным на капот ветровым стеклом (как показано на
фото ниже), означает — большей частью понапрасну подвергать личный
состав воздействую суровой погоды (особенно в осенне-зимне-весенний
период, а также в специфических по погоде регионах — и летом), хотя в
каких-то случаях это требование может быть и оправданным.
То, что УАЗ-469 стал мощнее (минимум 73 л.с.), это не компенсирует названных выше пороков его
конструкции, поскольку для езды по грунтовым дорогам и «лёгкому» бездорожью со скоростью заведомо меньшей 60 км/час— 52-х л.с. сил ГАЗ-69 в большинстве случаев хватало, а вот стрелять
из него можно было начать быстрее, чем из 469-го, и стрелять было удобнее.
Конечно, УАЗ — не бронетранспортёр, т.е. провести стрелков под огнём через поле боя в район, где они начнут действовать самостоятельно, — это не его задача. Но
всё же на войне противник иногда засылает в тыл диверсионные и
разведывательные группы, а они стреляют (и особенно интересны для них
именно командирские машины [1] и машины фельд-свзи).
И огонь противника лучше упредить либо на него ответить с минимально
возможной задержкой, а свой огонь должен быть предельно эффективным, но
для этого надо конструктивно обеспечить соответствующие условия,
которые в ГАЗ-69 были, а в УАЗ-469 — исчезли. В сталинские времена это
было бы названо вредительством, причём, вполне заслужено…
Эта заведомая непригодность УАЗ-469 к службе в условиях действия
вражеских диверсионных групп — не новость и не клевета на «доблестных»
советских и российских военспецов, руководивших развитием автомобильных
войск.
В прошлом УАЗ-469 поставлялся в ГДР и использовался в их армии.
Первое, что делали немцы, — навешивали на стык дверей и боковин с
остеклением «дверные петли», которые, если путь пролегает по опасному
участку, позволяли на ходу откинуть боковины с остеклением наружу и
держать оружие «пассажиров» в готовности к стрельбе; а когда в этом
отпадёт надобность, то можно было поднять остекление на место и далее
ехать в тёплом салоне, не подвергаясь воздействию непогоды.
Решение не очень эстетичное (при откинутых наружу боковинах грязь
неизбежно налипает на стороне боковин, обращённой внутрь салона в их
поднятом положении), но при эксплуатации автомобиля в районе боевых
действий — практичное и полезное.
Но УАЗ-469 в разных модификациях выпускается с 1973 г., и за почти
сорок лет у военпредов и конструкторов хватило ума только на то, чтобы
перенести механизм стеклоочистителей с верхнего контура рамы ветрового
стекла в пространство под приборной панелью [2]
и сделать ветровое стекло цельным, а не состоящим из двух половин,
соединённых прокладкой в плоскости симметрии автомобиля (такая
модификация показана на фото выше по тексту); ну ещё появились так
называемые «военные мосты» с уменьшенным картером дифференциала
полуосей, увеличившие дорожный просвет, чем несколько улучшили
проходимость.
Кроме уже сказанного, если бы техническое задание на УАЗ-469 выдали
умные и заботливые люди, то они бы сделали его кузов несколько длиннее:
тогда при сложенных задних сиденьях размеры образующейся грузовой
площадки позволяли бы транспортировать раненых если не на носилках, то
хотя бы в лежачем положении [3].
Удовлетворение этого требования полезно на войне, где ранения
неизбежны и не всякий раненый выдержит перевозку в сидячем положении
или дождётся прибытия спецавтотранспорта.
Т.е. в интеллектуально-нормальном обществе УАЗ-469 в его исторически известном виде
вообще не мог бы появиться.
А так по дорогам страны на протяжении почти сорока лет ездит шедевр
наглого бездумья, беззаботности и безответственности отечественной
военщины: у неё есть дела поважнее, нежели заботиться об
обороноспособности Родины.
Либо по прочтении этого кто-то всё же будет настаивать на том, что
требование обеспечения удобства стрельбы из стрелкового оружия из
основного армейского джипа избыточно для его эксплуатации в обстановке
ведения боевых действий и потому правомерно проигнорировано при
разработке конструкции его в целом и его узлов и агрегатов?
Либо о необходимости этого догадаться простые военные и инженеры не
могут, но могут догадаться только военные гении? — если для такой
догадки нужные «гении», а простой военпред на УАЗе к этому в принципе
не способен, то Россия — по истине, — страна дураков.
Возможно, что прочитав вышеизложенное, кто-то пребывает в недоумении: Зачем внутренний предиктор СССР
уделил столь много места в записке о знаках рубежа эпох, конструктивным
особенностям двух автомобилей? Что не смогли найти темы по-важнее —
действительно стратегического уровня?
В действительности же мы не опустились со стратегического уровня до
мелочей. Мы занялись «прочтением» УАЗ-469 потому, что он — техника
«двойного назначения»:
1. с одной стороны — это основной армейский джип, который должен отвечать хотя бы некоторым специфически военным требованиям, в числе которых способность перемещаться по бездорожью — не единственное;
2. а с другой стороны, в советские времена — это основной транспорт
председателей колхозов и директоров совхозов, геологоразведки и прочих,
кто вынужден был ездить по отечественному бездорожью и заниматься
пачкающей работой.
Поэтому простота его конструкции, доходящая до примитивизма, оправдана.
Но при этом качество конструктивных решений и их воплощения в металле
по отношению к задачам как мирной, так и военной службы — оставляет
желать лучшего: многие агрегаты на протяжении всего времени его выпуска
вызывают нарекания вследствие их низких надёжности и ресурса; после
получения экземпляра с завода — лучше всего разобрать всё, что
поддаётся разборке и собрать потом как надо, в ряде случаев кое-что и
переделать по месту в соответствии с найденными в интернете рецептами
умудрённых опытом владельцев УАЗов.
Т.е. всё изложенное выше — действительно уровень стратегический. С
появлением УАЗ-469 стратегически мыслящим экспертам на Западе
достаточно было сопоставить его с ГАЗ-69, примерно так, как это сделали
мы, чтобы дать своим политикам рекомендацию:
«Они деградируют, так что — тяните время и пугайте их, но не
сильно, чтобы не спровоцировать настоящую войну, а так, чтобы они
растрачивали без пользы ресурсы в суете. Тогда они сами изойдут на нет.
Когда это произойдёт, тогда нам только останется взять их
"тёпленькими”».
Для того, чтобы упреждающе сделать это вывод, не требовалось
проникновение ни в какие «кремлёвские тайны» Политбюро и не требовались
никакие добывающие их «суперагенты». Просто требовалось видеть мир в
полноте и целостности, и выбирать в нём действительно значимые факты.
А спустя лет 10 после появления УАЗ-469, видя, что он всё тот же, —
стратегически мыслящим экспертам оставалось подтвердить ту же
рекомендацию и предложить протестировать противника на тему: Он уже «дозрел» либо надо ещё подождать?И похоже, что тесты показали: «дозрел», — в результате чего и началась перестройка.
Сказанное не означает, что УАЗ-469 — «роковая машина» в судьбе СССР. Так «прочитать»,
как мы «прочитали» его, можно было что угодно, из всего того, что в СССР выпускалось массово.
Иными словами, информацию действительно стратегической значимости —
общество утаить не может: она запечатлена во всей его продукции, — но не каждый может её прочитать.
Подробнее читайте в выпуске № 8 (80), 2008 г. «Знаки рубежа эпох» .pdf .rar либо на сайте ВП СССР
Ссылки по тексту:
.[1] Для сведения: в 1944 г. генерал армии
Н.Ф.Ватутин, командующий войсками Воронежского и первого Украинского
фронтов, был смертельно ранен, когда его кортеж попал в засаду…
.[2] По каким-то «высоким соображениям»,
приборная панель в УАЗ-469 и всех его модификациях стоит не перед
водителем, как на большинстве автомобилей, которые проектировали
нормальные люди, а смещена вправо и находится чуть ли не перед передним
пассажиром, что является неоспоримым уклонением от эргономического
оптимума и не способствует повышению уровня безопасности вождения.
.[3] «Волга» универсал (ГАЗ-22, ГАЗ-2402 и её
модификации) не на много длиннее УАЗ-469, и обе модели «Волги»
универсала были представлены и в варианте скорой помощи — пациент
размещался на носилках лёжа. Кроме того вопрос об увеличении
вместимости УАЗ-469 за счёт удлинении базовой модели всё равно встал,
чему примером фото удлинённого опытного экземпляра и выпускавшийся
малыми партиями его вариант с металлической крышей — УАЗ-3153.
Максим Добролюбов
Источник: agaroza.com – Холодная Война – Или летопись «Культурного сотрудничества»
Статья: УАЗ-469 или ГАЗ-69 – Что лучше? Стратегический вопрос !
Использованы выдержки из выпуска № 8 (80), 2008 г. «Знаки рубежа эпох» .pdf .rar
Сайт «Открытый университет жизнеречения» - достаточно общей теории управления